Пушкинский народный дом — ОТКРЫТИЕ

В 1876 году «Псковские губернские ведомости» известили горожан о том, что на на углу Садовой и Архангельской (современные улицы Ленина и Пушкина) началось строительство стационарного театра. В октябре здание было завершено. Согласно описанию, оно было деревянным на каменном цоколе, с большим залом, имевшим подсобные помещения для технических работ и было приспособлено и для цирковых представлений. Современный адрес — улица Пушкина, дом 3/13 и на этом месте стоит здание из красного кирпича построенное в 1906 году.

В ноябре 1876 года новое здание театра принял первых зрителей. Первые спектакли в стационарном помещении дала театральная труппа антрепренера и купца 2 гильдии Юлиана Николаевича Самоходского.

Труппы сменяли друг друга с различным успехом, за четыре года сменилось десять антрепренеров и далеко не все из них смогли выдержать до конца срок арендного контракта. Во многом это было связано с репертуаром, в котором преобладали мелодрамы из зарубежной жизни. Не менее двух раз псковичи смотрели популярную в те годы пьесу «Убийство Коверлей».

Настоящий успех имела труппа Дмитрия Лаухина в сезоне 1878 года, поскольку имела хорошо сыгранную труппу, представляла публике различные жанры: драму, водевиль, оперетту и преимущественно русских авторов.

Трагедией стал пожар, уничтоживший здание Псковского стационарного театра. Был объявлен сбор средств по подписке, но новое строительство не начиналось еще долгое время.

Только 23 мая 1903 года в Кутузовском саду на противоположном углу перекрестка состоялась закладка Народного дома имени А.С. Пушкина. Обстановка была самая торжественная. Сад был украшен флагами и гирляндами, были установлены шатер и палатки, а на эстраде разместились дамы во главе с губернаторшей княгиней Васильчиковой. На торжествах присутствовал Великий князь Владимир Александрович, который после молебна и установки закладного камня с табличкой собственноручно замуровал «на счастье» монеты, а после этой церемонии поднял бокал шампанского за процветание города. Великому князю был представлен архитектор проекта Эдуард Александрович Гермейер, который продемонстрировал эскизы и чертежи будущего здания.

Средства собирались медленно и строительство затянулось. 4 августа 1905 года этот вопрос экстренно обсуждала Псковская городская дума и приняла решение обратиться к частным благотворителям. Финальную крупную сумму в 25 тысяч рублей внес представитель купеческой семьи Сафьянщиковых благотворитель — Василий Яковлевич. Эти средства позволили закончить строительство в начале 1906 года, а 4 апреля состоялось долгожданное открытие Народного дома. Чествование памяти поэта было перенесено на 26 мая, день рождения Александра Сергеевича, но первый театральный вечер был посвящен его творчеству.

Важное событие театральной и общественной жизни Пскова освещала местная и столичная пресса. Журнал «Театр и искусство», издававшийся в Санкт-Петербурге, прислал своего корреспондента, тем более, что для парадного спектакля были приглашены столичные артисты.

Главной постановкой вчера стал «Скупой рыцарь», затем последовал дивертисмент и концерт.

Первую часть вечера завершил дуэт Онегина и Ленского из оперы «Евгений Онегин», финальный номер концерта – интермедия из «Пиковой дамы».

В концерте блистал лирико-драматический баритон Беглар Богданович Амирджанов (сценическое имя Амирджан), который исполнял романсыи арии из опер на стихи Пушкина.

Отзывы прессы о вечере нельзя назвать восторженными. «Театр и искусство» подробно, внимательно, но без излишних комплиментов разбирает игру актеров, отдавая дань особенностям их таланта и реакции публики, отмечая важность события.

Городская газета «Псковский листок» сочла исполнительскую часть содержательной и интересной. Автор статьи подробно перечисляет исполнителей ролей, называет новые для псковичей имена. «Скупой..» несколько раз прерывался аплодисментами, несмотря на то что на сцене встретились старая и новая школа актерской игры. Барон (г. Ге) «с большим огнем, ярко и сильно играл роль барона, но как актер старой школы, часто прибегает к излишним мелодраматическим эффектам и вычурностям». Противоположностью ему был герцог (г. Юрьев), который держался просто и естественно, а «его прекрасная сценическая внешность, благородные манеры и жесты, чрезвычайно приятный звучный голос производят чарующее впечатление».

О голосе Амирджана и его заслуженном успехе газетные строки поистине вдохновенны: «Его мощный громадный драматический баритон, необыкновенная, какая-то бесконечная сила и металличность звука в связи с продуманной, проникнутой большим чувством передачей и строгой музыкальностью очаровали слушателей до того, что его не хотели отпускать со сцены».

Новыми для псковичей были певицы солистки Мариинского театра Надежда Михайловна Ланская и начинающая Лидия Яковлевна Маршнер. «Обе дамы имели крупный успех им так же много бисировали».

Как «рутинные и неинтересные» отмечены декорации постановки, выражено сожаление, что первый вечер Народного дома не был открыт именно «Евгением Онегиным», поскольку этого ожидали псковичи. В заключение статьи корреспондент с инициалами «Л.К.» отмечает, что «цены на места были высоки» и «необходимо цены довести до возможного минимума, чтобы посещение театра стало доступным всем слоям населения, чтобы это был народный, а не господский дом имени величайшего поэта. Театр должен быть учреждением демократическим в широком и полном смысле этого слова».

Оппозиционный «Псковский голос» в своей заметке был краток и критичен: «Странный характер также носило само открытие: оно было открытием только в афишах, на самом же деле оказалось заурядным спектакль-концертом с неудачно подобранной программой».

Чествование Александра Сергеевича Пушкина все же состоялось. На сцене был установлен бюст поэта и главная звезда вечера Григорий Григорьевич Ге, до этого исполнявший роль старого барона, прочел «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и, поклонившись бюсту, увенчал его венком.

Дополнительно: Туры и экскурсии в Псков | Источник: ПСКОВСКИЕ ПЯТНИЦЫ