ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЦЕНЗИИ КОНЦА XIX ВЕКА

В конце XIX театр стал значительным явлением в жизни Пскова. Естественно, что театральные события обсуждались в обществе, что не могло пройти мимо внимания местных газет.
Псковская театральная жизнь во многом состояла из антрепризы. В город приезжали на гастроли труппы, некоторые задерживались и имели успех, иные выступали неудачно и вынуждены были покинуть город до конца контракта.
Газеты неизменно оповещали публику обо всех визитерах и происходящих событиях, репортеры посещали спектакли и публиковали свои отчеты и впечатления. Важно отметить, что жанр отзывов о спектакле можно назвать рецензией, но о серьезной театральной критике говорить еще не приходилось. Критика как аналитический, а не оценочный жанр еще только возникала в крупных театральных столицах. Репортер и театральный обозреватель имели разные задачи.

В «Псковском городском листке» постоянно появлялись заметки с разного рода представлений, в том числе спектаклей. Писали их разные люди, но сообщая факты: дату, место, название пьесы, имена ведущих актеров, количество и качество публики, они оценивали ее реакцию на спектакль и ее причины. Так появились оценочные суждения о постановке, которые отражали впечатления и мнения псковских зрителей, позицию автора заметки и могли влиять на успех труппы.
Довольно быстро сложились традиция, стиль и язык для такого рода публикаций.

Из публикаций «Псковского городского листка»  осени-зимы 1888 года видно, что театральные представления идут не только в Пскове, но и в других городах губернии. В Пскове они проходили в разных местах, многократно упоминается дом купца 2 гильдии Алексея Мартыновича Качёва. Можно оценить и репертуар: иностранные и переводные пьесы — чаще всего драмы-мелодрамы; а русские — легкие комедии и исторические пьесы патриотического содержания. Обязательной частью театрального вечера были водевиль или дивертисмент, который мог представлять собой что угодно, от чтения комических рассказов до танца.
«Псковский городской листок» — первая частная городская газета, ее издатель и собственник Корнилий Антонович Раух, придерживался консервативных взглядов, но свою газету считал летописью современной общественной жизни города.

Выдержки из публикаций псковской городской газеты.

12 февраля 1888 года в пятницу в Великих Луках публика увидела две пьесы «Сорванец» комедия Александрова и «Присяжный заседатель» комедия Мансфельда. Играла группа артистов под антрепризой г. Аркадьева – Дорошенко.
То, что великолучане любят театральные представления, это доказывается тем обстоятельством, что при малочисленности публики, почти большинство посетителей театра представляет одних и тех же лиц на каждый спектакль, но при всем том не только не было несостоявшегося спектакля, а даже в некоторые из них театр был полон публикою до того, что не доставало свободных мест. С другой стороны, нужно отдать полную справедливость антрепренеру театра, собравшему довольно порядочную труппу, как в отношении ее качества, так и численного состава, и вообще старающемуся о доставлении эстетического наслаждения публики. Настоящий спектакль нельзя признать удовлетворительным, по малочисленности прибывшей публики: он дал валового сбора всего 135 р.; но из этой суммы, за исключением всех расходов, приходится на долю благотворительного общества около 50 рублей.
Первою пьесою была сыграна «Сорванец». В ней главные роли между персонажами были распределены следующим образом: роль помещика Закрутина исполнил г. Мондштейн, Веры – г-жа Леонтьева, Нади – г-жа Чебоксарская, Любы (сорванца) – г-жа Горская, княгини Сурамской – г-жа Толобугина, Боби – г. Колин, генерала Осетрова – г. Орловский. Ансамбль вышел недурен, только некоторыми артистами на этот раз было обнаружено недостаточное знание своих ролей (что нельзя отнести к чести наших артистов), благодаря чему участие суфлера требовалось на каждом шагу. Тем не менее, артисты Горская (сорванец), Мондштейн, Орловский и Колин удостоились от публики аплодисментов и неоднократных вызовов в антрактах.
«Присяжный заседатель» прошел безцветно и о нем не стоит говорить.

Хорошо знакомая псковичам драма «Жидовка» прошла прекрасно, гораздо лучше, чем в прошлом году. Обстановка не оставляла желать ничего лучшего. Такие драматические роли как Рахиль постоянно удаются г-же Милич-Андриановой, имеющий в них всегда громадный успех.
Прошлогодняя любимица публики – Строева исполняла эту роль далеко не с таким совершенством. Из остальных участников особенно выгодно по сравнению с прошлым годом выделялся г-н Горский, игравший князя. В прошлом голу эту роль играл г-н Дмитриевский. Конечно, относительно такого соперника на стороне у г. Горского – все преимущества. Гг. Семибратов и Московский провели свои ответственные роли со своим обычным умением, талантом и добросовестностью. В дивертисменте г-жи Тинская и Александровская и гг. Горский, Майков и Струйский вызвали много аплодисментов.

Историческая драма «Лукреция Борджиа» поставленная во второй раз, так же хорошо прошла, как и в первый. Не делает только чести вольному пожарному обществу, что на спектакле, данном в его пользу, оно почти отсутствовало. Мы только видели начальника охотников, старшего брандмейстера и начальника охранителей; остальные, видимо, предпочли заняться чем-нибудь другим. О таком равнодушии к интересам вольного пожарного общества нельзя не пожалеть.

Театр Качёва. Спектакли 2, 3 и 4 января. «Бедность не порок», поставленная 2 января в бенефис г. Струйского и его малолетней дочери Мани, прошла не совсем удачно. Хорош был только сам бенефециант, г. Струйский в роли Любима Торцова. Это – его лучшая роль, исполняемая с большим талантом и с замечательной реальностью. Более правдивое изображение, кажется, невозможно. Дочь г. Струйского играла с обычной своей толковостью, положительно замечательной для такого небольшого ребенка. В том же спектакле, вместо г. Горского в дивертисменте, рассказывал из жизни животных г. Егоров, вызывавший самые щумные одобрения своими неподражаемыми рассказами.
«Гамлет» 3 января прошел совершенно по-праздничному. Королеву играла г-жа Александровская, Лаэрта играл экспромтом г. Майков за г. Горского. На своих местах остались лишь гг.: Семибратов и Московский, игравшие с тем же искусством, что и год назад.
Драма из русской жизни XVII столетия «Ванька-Ключник» 4 января прошел несколько иначе, чем он прошел в октябре прошлого года. Г-жа Александровская веселую вдову и г. Майков Щегла сыграли лучше, чем в прошлый раз.