Эскиз Кустодиева для Псковского театра

https://www.global-pskov.ru/?cat=216

В 1920 году признанный и прославленный мастер: портретист, театральный художник, декоратор —  Борис Михайлович Кустодиев создал эскизы костюмов для театральной постановки «Грозы» в Псковском театре.

Спектакль не был поставлен, но появление этих эскизов имеет отношение к истории Псковского театра 20-х годов XX века.

Оценивая театральную жизнь послереволюционных лет, газета «Псковский набат» писала, что театральное дело находится в упадке. Критики отмечали плохую организацию, слабый репертуар, недостаточность артистических сил. Для изменения ситуации весной 1920 года в псковский театр были приглашены артисты из Петрограда во главе с артистом и режиссера Эрмитажного Показательного театра Анатолием Васильевичем Турцевичем.

Газета надеялась, что город будет иметь «театр, вполне отвечающий своему высокому назначению» и перейдет от казенщины и перейдет к «постановке пьес художественного характера, влияющих на внутреннюю сторону души». Новая труппа взялась за дело энергично и первой художественной постановкой о народной жизни был определен Островский.

С появлением «петроградского десанта» творческая жизнь псковского театра заметно оживилась.

В процессе подготовки и в поисках новых, актуальных решений Турцевич воспользовался связями – так появились эскизы Кустодиева к «Грозе» Псковского театра.

Кустодиев работал как театральный декоратор с 1911 года. Театр увлекает его, отодвигая на задний план традиционную станковую живопись. Художник оформляет спектакли Большого, Мариинского и Московского Художественного театра, иногда над двумя-тремя спектаклями одновременно. Он оформил тридцать девять спектаклей, из них только девятнадцать увидели свет. Эскизы декораций, костюмов, освещения и даже мизансцены — художник выражал свое видение будущего спектакля.

Драматургический материал, над которым работал Кустодиев было не только агитационным, хотя он и рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику. Были среди его работ и «Царская невеста» и «Снегурочка» Римского- Корсакова, «Блоха» по Лескову и «Смерть Пазухина» Салтыкова – Щедрина, но больше всего было пьес Александра Николаевича Островского.

Тогда, в апреле 1920 года Псковский, сообразуясь с возможностями труппы, театр поставил «Без вины виноватые» с участием артистов Мурова, Липовского, Муравского и Селиверстовой.

Эскизы Бориса Кустодиева остались невостребованными.

В настоящее время эти две небольшие акварели можно увидеть в музее-усадьбе Александра Николаевича Островского «Щелыково» Костромской области. Перед зрителем не просто набросок костюмов, скорее портреты персонажей, причем далеко не первых в списке действующих лиц.

На одной изображены Феклуша — странница и Глаша, девка в доме Кабанихи.  Неформальное название наброска «Староверка и модница».

Вторую сам автор назвал «Люди разного звания». Исследователи писали, что этих эскизах Кустодиев создал поэму о старой провинции, исполненную внимательного и любовного к ней отношения.  Художник прорабатывает мельчайшие подробности. Это скорее портреты персонажей, чем подготовительный материал к спектаклю.