Первые ТЕАТРальные адреса Пскова

Открытый для широкой публики государственный театр появился в России в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, хотя театральные представления существовали на Руси и гораздо раньше. Новый, высочайше признанный вид искусства быстро стал популярным. Вслед за столицей собственные театры стали появляться и в губерниях.

В Пскове театральная жизнь началась в начале XIX века. Санкт-Петербургская газета «Северная почта» 19 декабря 1810 года писала, что общество немецких актеров дает представления каждый день, привлекая не только образованную публику, знающую театр и понимающую по-немецки, но и простой народ.

В своей книге «Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова» актриса и исследователь Инга Цирпонс приводит воспоминания писателя и театрального деятеля Рафаила Михайловича Зотова. Он вспоминал спектакли, которые посещал, будучи семилетним ребенком: «Где, в какой улице в каком доме был устроен этот театр, я теперь не помню, знаю только, что это было в каком-то здании, в котором было две длинные залы, одна подле другой.

В одной установлены были ряды стульев, а в глубине возвышалась сцена. Лож не было, кроме ложи для губернатора, которая была поставлена на четырех столбах в заднем углу залы, а вход в нее был из другой, боковой залы, где одевались актеры и актрисы и где хранились декорации, гардероб и прочее».

В Пскове еще не было стационарного театрального здания и представления проходили по разным адресам.

Самым первым упоминается дом «нарвского бюргера» Карла Дипнера. Краеведы знают это здание как аптеку Зоргенфрея, который купил этот дом позднее и обустроил там аптечный магазин.  Двухэтажный деревянный дом на углу Садовой и Сергиевской улиц возле церкви Василия на Горке.  Сейчас на этом месте находится автобусная остановка «Детский парк».

Натан Фелисович Левин в книге «Из истории псковских немцев» рассказывает, что в Пскове бывали преимущественно заезжие труппы. Одно такое представление зафиксировано в рапорте псковского полицмейстера 4 октября 1831 года.  В 1840 году Псков посетила странствующая немецкая труппа Августа Келера, которая представляла пьесы на немецком языке в обычной зале, без декораций, но с музыкой и пением.

Гастроли вызвали интерес публики, на спектакли стремились попасть даже те, кто не знал немецкого языка, «Псковские губернские ведомости» отмечали гастрольные спектакли как нечастое и желанное зрелище.

Кроме того, в середине XIX века театральные представления проходили в общественных и частных садах, открытых для широкой публики. Газеты писали о том, «по два раза в неделю, играет хорошая немецкая музыка, а в Летнем театре часть представлений дается на немецком языке».

В конце XIX века появились более постоянные адреса театральных представлений. Для спектаклей, концертов и клубных вечеров были устроены приспособленные залы в частных домах.

Любители театра посещали дом Качёва: трехэтажный дом находился на правой стороне Петропавловской улицы (в настоящее время – территория главного корпуса Псковского государственного университета). Купец 2 гильдии Алексей Мартынович Качёв сдавал в аренду зальные помещения второго этажа. Например, музыкально-драматическое общество использовало его постоянно.

Посещала губернская публика и дом Викенгейзера.  Два верхних этажа которого были построены с высокими потолками и большим залом. Предполагалось использовать как торжественный, театральный или бальный.

vikengeizera dom sergievskayia

В 1892 году помещения второго этажа арендовало Общество любителей музыкально-драматического искусства, которое оборудовало там театральный зал с большой сценой. Работами по устройству сцены руководил псковский архитектор Федор Павлович Нестурх, который был его активным участником. Зал был популярен в городе — здесь устраивались вечера танцев и любительского творчества, проходили чтения и спектакли.

В зале дома Викенгейзера выступали профессиональные театральные труппы и отдельные артисты, прибывавшие в город на гастроли.

Летний театр для простого народа организовал начальник тяги 2-го участка Петербургско – Варшавской железной дороги Роберт Антонович Прайс. Летом 1896 года он построил за свой счет открытую сцену при паровозном депо и собрал кружок любителей, которые безвозмездно ставили спектакли для железнодорожников. Спектакли шли каждое воскресенье и собирали не только работников станции, но и жителей близлежащих слобод. Иногда, впрочем, назначалась небольшая входная плата (от 10 до 40 копеек), но сбор имел благотворительные цели, чаще всего поддержку малоимущих семей сотрудников железной дороги.

В 1899 году Прайса перевели из Пскова и железнодорожный театр прекратил свою деятельность. Возобновил его через семь лет другой начальник Псковской дистанции пути.

Во второй половине XIX века в Пскове выступали не только немецкие актеры, спектакли ставились силами любителей и энтузиастов, посещали город и русские гастролеры, представлявшие исторические пьесы патриотического содержания. Самым любимым и популярным жанром был водевиль, без которого не обходился ни один театральный вечер.

В 1882 году в Пскове создан кружок любителей сцены, а в 1884 году – общество любителей драматического искусства (в рамках музыкально-драматического общества). Общество любителей драматического искусства взяло на себя организацию спектаклей в Пскове, приглашает актеров, которые играют вместе с местными любителями. В 1886 году общество приглашает на оплачиваемую должность режиссера Владимира Дмитриевича Рокотова (отца писательницы Маргариты Ямщиковой (псевдоним Ал. Алтаев)).

rokotov v d

На зимний сезон 1899-1900 годов Драматическое общество поручило режиссёру Михаилу Григорьевичу Межевому и актрисе Наталье Ивановне Степановой-Новиковой собрать большую труппу, чтобы играть по очереди в двух помещениях: в доме Викенгейзера на Сергиевской и в доме Качёва на Петропавловской.

Статья в «Губернских ведомостях» 1841 года выражает отношение псковичей к театру. «Бесспорно, что театр имеет благодетельное влияние на образование вкуса и успехи народной образованности, доставляя всем приятное провождение времени, отвлекает многих от беспутных занятий, порождаемых праздностью, представляет живые картины, в которых недостатки осмеяны, а достоинства являются в привлекательном виде…»

Дополнительно: Туры и экскурсии в Псков | Источник: ПСКОВСКИЕ ПЯТНИЦЫ